Toyota Corolla — история модели и особенности автомобилей разных поколений

История знает немало примеров того, как автомобили, изначально призванные стать простым и бюджетным решением, со временем превращались в по-настоящему культовые модели, пользующиеся заслуженной любовью масс. Не стала исключением и Toyota Corolla, первые образцы которой сошли с конвейеров в далеком 1966 году, заменив неказистую и ненадежную Toyota Publica. Более полувека эволюции превратили Короллу в современный полноразмерный седан, расходящийся по всему миру огромными партиями. Так за что же полюбилась автомобилистам и, в частности, посетителям сайта http://corolla-club.org/ эта модель?

Первые поколения

В 60-е годы на внутреннем авторынке Японии назревал кризис, связанный с чрезмерной дороговизной импортных машин и практически полным отсутствием конкурентоспособных моделей внутреннего производства. Поэтому новинка в лице хэтчбека Toyota Corolla, отличавшаяся современным «европейским» дизайном, малыми габаритами, надежностью и не слишком большим расходом топлива, не застаивалась на витринах автосалонов. Спрос на эту модель в Японии был так велик, что она практически не экспортировалась в другие страны. Автомобиль оснащался четырехцилиндровым бензиновым двигателем, расположенным в подкапотном пространстве продольно, и имел заднеприводную компоновку. Характерной особенностью первого поколения было обилие хрома в экстерьере, удачное сочетание угловатых и округлых форм, делающее машину не слишком агрессивной и, в то же время, не сугубо семейной, а так же круглые передние фары, которые сохранялись у Короллы до 1979 года.

В 1970 году автомобиль был слегка усовершенствован. Покупателям второго поколения позволялось выбирать между 1,4-литровым и 1,6-литровым моторами, ассортимент кузовов тоже расширился. Третье поколение, анонс которого пришелся на 1974 год, добавило 2,0-литровый ДВС и более скошенную дверь багажника. Намного более существенным стал рестайлинг 1979 года. Благодаря ему Toyota Corolla приобрела вытянутые, стремительные очертания, которые свойственны ей и поныне, получила менее консервативный дизайн фар и решетки радиатора. Главным новшеством стала возможность комплектации автомобилей инжектором, однако тогда она была доступна лишь в качестве платной опции для японского рынка. Так продолжалось до 1987 года.

Новая компоновочная схема

К 80-м годам авторынок уже был пресыщен заднеприводными автомобилями с карбюраторными моторами. Пора было предлагать новые, более современные решения, и инженеры фирмы Toyota не побоялись кардинально изменить платформу своей самой популярной модели. С 1983 года Королла в своей пятой реинкарнации получила поперечно ориентированный мотор (бензиновый объемом 1,3-1,6 литра или 1,8-литровый дизель), передний привод, увеличенную колесную базу. Помимо механических коробок передач, стали доступны трех- и четырехступенчатые «автоматы». Кроме того, начали приниматься предзаказы на автомобили с 16-клапанными моторами — чрезвычайно заманчивое для своего время предложение. В некоторых модификациях Короллы, например, в спорт-купе Sprinter Trueno, появилась и «визитная карточка» японского автопрома того периода — всплывающие фары головного света. Вопреки расхожему мнению, на базовый седан такие фары никогда не устанавливались.

Автомобили шестого поколения начали сходить с конвейеров в 1987 году. Они приобрели более обтекаемые формы, улучшились материалы отделки салона. Под капотом нашлось место и для новых, более мощных моторов, в частности, для силового агрегата 4A-GZE на 165 «лошадок». Появились и первые полноприводные Короллы. Такие машины до сих пор высоко ценятся, их описания встречаются на сайте corolla-club.org. В 1991 годы модель вновь была обновлена, ее размеры увеличились, а инжектор стал доступен даже в дешевых комплектациях. Своеобразным «переходным звеном» стала Toyota Corolla VIII, выпускавшаяся с 1991 по 1995 год. Ее нередко критиковали за странный дизайн передней части, что, в прочем, не сказалось ни на популярности модели, ни на ее эксплуатационных качествах.

Современный период

Современными принято называть автомобили Toyota Corolla с девятого поколения включительно. Именно оно характеризуется появлением новых аэродинамических кузовов, массовой электрификацией автомобиля, его широким распространением во всех уголках мира. Автомобили 9-го поколения производились с 2000 по 2009 год, однако их и сейчас можно встретить на улицах любого города. Рестайлинг 2006 года, знаменующий появление Короллы-10, помимо внешнего вида отразился и на показателях безопасности — международная комиссия впервые оценила автомобиль категории C в 5 звезд. Одиннадцатое поколение, выпускавшееся с 2012 по 2017 год, отразило в себе новейшие тенденции этого периода. Так, экстерьер модели стал еще более футуристичным, салон обзавелся пользовательскими мультимедийными системами и системами обеспечения комфорта, стали массово внедряться новейшие электронные алгоритмы активной безопасности на дороге. Под капотом впервые замечены гибридные силовые агрегаты и бесступенчатые коробки передач.

С 2018 года и по сей день производится двенадцатое поколение Toyota Corolla. Базовым мотором для нее стал рядный четырехцилиндровый бензиновый ДВС объемом 1,6 литра и мощностью, в зависимости от исполнения, в 122 или 136 л. с. Его питает распределенный инжектор с полной регулировкой фаз, рекомендуемое топливо — АИ-95 или выше. Примечательно, что при относительно высокой мощности двигатель характеризуется неплохой экономичностью — расход топлива в смешанном цикле редко превышает 6,5 литров. Более мелкими партиями выпускаются Короллы с гибридным силовым агрегатом либо с ультра-экономичным ДВС объемом 1,2 л. КПП представлена вариатором либо классической 6-ступенчатой «механикой». Узнать больше об этих моторах, как и о любых других комплектующих для Тойота Королла, можно по адресу http://corolla-club.org/.

На данный момент в мире продано более 40 миллионов Королл. Кроме того, существует немало модификаций, клонов и совместимых моделей, прародителем которых стала Toyota Corolla того или иного поколения. Это ли не показатель пресловутого японского качества?